В середине IX века в Византии произошло важное событие: был установлен
новый праздник - Торжество Православия. С тех пор в первое воскресенье
Великого Поста Церковь отмечает этот день особым праздничным богослужением.
Что
послужило поводом для учреждения этого праздника? Если коротко, -
икона. Это день торжества иконопочитания над иконоборством.
Богословски почитание икон победило на VII Вселенском Соборе в 787году.
Но
только спустя полвека, в 843 году, был впервые совершен чин Торжества,
который навсегда соединил икону и Православие. Сегодня одно без
другого немыслимо.
Когда
мы говорим «Православие», имея в виду всю полноту и все единство
православного богословия и догматики, миропонимания и мировидения,
православного богослужения и искусства (иконопись, церковная
словесность, музыка, зодчество), православной церковной жизни и
повседневного «оправославленного» быта, то, очевидно, подразумеваем, что
во всех
этих, самых разных по своему характеру, проявлениях православности
лежит
одно основание, действует один универсальный принцип, и вследствие
этого легко обнаруживаются однотипные признаки, позволяющие относить
что-либо к Православию или исключать из него. Каков же этот
универсальный принцип?
Святые Отцы употребляли слово «икона» в более широком смысле, чем
тот, к которому мы ныне привыкли. Весь мир, сотворенный Богом, они
понимали как икону Божию, как произведение совершенного Художника.
Апостол
Павел называет Иисуса Христа Сына Божия «образом Бога невидимого»1 (2
Кор. 4:4). Человек, согласно Священному Писанию, сотво-
рен Богом «по
Своему образу» (дословно в греческом тексте: «по иконе Своей»). Церковь
- тоже икона, по определению прп. Максима Исповедника.
Храм и его алтарь - это иконы Царства Божия, Небесного Иерусалима и
преображенного космоса. Епископ и священник - иконы Христа. Евангелие
есть словесная икона Христова. Такие виды церковной словесности как
тропарь или акафист, проповедь или житие суть словесные иконы - и по
своему
содержанию, по своей композиции, структуре, по принципам отбора
материала, и по своей внутренней связи с миром невидимым, к которому они
устремлены сами, к которому они способны возводить человека.
Возможности
использования понятия «икона» по отношению к православным явлениям
исключительно, а может быть, и неограниченно широки: всё - икона, всё -
иконично. Торжество Православия есть торжество иконы, конопочитания,
иконичности.