В иконе раскрылся и определился собственный лик Православия. Догмат
иконопочитания нерушимо связан в церковном сознании с учением о
Боговоплощении. Через икону Православие утвердило себя не как
отвлеченно-рассудочная или мистически-мечтательная доктрина, но как
зримо-явленная Истина, пред лицом которой немотствует беспокойная мысль.
Вопрос об отношении к иконе — это вопрос самоопределения человека, в известном смысле эсхатологический вопрос...
Если
в ней видится только искусство, умение, техника - она, по существу,
остается непонятой. Иное дело, если она осмысляется как выражение
достоверного знания о духовной реальности, об идеальном человеке, или о
человеке в его «идее»» — как образе и подобии Творца. Религиозное знание
предельно конкретно и глубоко личностно: это знание личности о своей
сокровенной глубине, и потому оно требует личных форм выражения ликов...
Икона
уже давно осуществила в эстетически совершенных формах тот
персоналистический «идеал-реализм», которого единодушно взыскует русская
философия в лице В.Н.Карпова. Н. О. Лосского, С. А. Аскольдова, Л. П.
Карсавина, С. Л. Франка. Б. П. Вышеславцева...
Вытеснение иконы
из повседневной жизни человека явилось прямым следствием победы
иконоборческого рационализма, преобладания инструментально-технического,
утилитарного знания, претендующего на полноту охвата науки и влекущего
замену идеального образа человека —натуралистическим, иконы -
фотографией или кибернетической схемой. Только сердечное окаменение
позволило рассудку поставить чувственную наглядность и отвлеченные
формулы выше духоносной достоверности иконного изображения.