Можно отметить следующие основные моменты в иконопочитании:
- Дидактический.
Не все христиане умеют читать, икона же способна своими линиями и
красками проповедывать людям то же самое церковное учение, которое
выражено словом. Иконы, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «заменяют
неграмотным книги и являются немолчным вестником чести святых, научая
беззвучным голосом созерцающих их и освящая зрение» (Иоанн 1893:14, 51,
69).
- Воспитательный. Иконы святых как друзей Божиих, изображение
их подвигов и страданий необходимо иметь перед глазами также для того,«чтобы
освящаться через них и возбуждаться к ревностному подражанию» (Иоанн
1893:17-18, 51, 64, 70). «Когда взираем на написанный образ Христова
подобия, - писал спустя семь столетий по окончании иконоборческих споров
прп. Максим Грек, - то исполняемся радости духовной, видя Его, Владыку,
изображенным в том плотском виде, в каком Он благоволил пожить с
людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуем чудеса, которые Он
сотворил, живя на земле» (Грек 1993:296).
- Прагматико-психологический.
Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только
для духа, но и для своих чувств. Материальные изображения не являются
самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту
пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для
возвышения к нему (Иоанн 1893:8-9, 118).
- Эстетический.
Иконописные изображения воздействуют на человека и как произведения
искусства, будят в нем не только нравственные, но и эстетические
чувства, их красота привлекает человека к «созерцанию картины, подобно
лугу, услаждает зрение и незаметно открывает душе славу Божию» (Иоанн
1893:69).
- Содержательно-терминологический. Следует различать,
постановили Отцы VII Собора, богопоклонение (служение или служебное
поклонение ), которое подобает «единому Божескому существу», и почитание
(или почитательное поклонение-), подобающее изображению Креста, Святому
Евангелию и прочим святыням (Книга 1993:8).
Итак, движущей силой
иконопочитания является любовь - любовь к Богу и Его святым, любовь к
Первообразу и образу Божию, воссиявшему во святых Его.
Такое различение служения и почитания было сделано не только во избежание рецидивов идолопоклоннических моментов в отношении к
иконе.
Оно было обусловлено и самим богословием иконы. «Поклоняющийся иконе
поклоняется существу изображенного на ней» (Книга 1993:8), - записано в
догматическом определении Собора. Икона — лишь «образ существа», она не
идентична ему, однако сущность изображенного невидимо как Божественная
энергия «присутствует» в своей иконе.
Так икона становится «каналом»,
по которому почитательное поклонение и любовь (что то же самое)
человека восходят к Богу, к существу Божию. Ему же подобает служение и
богопоклонение. Поэтому различение «служения» и «почитательного
поклонения» следует понимать не в смысле противопоставления, а в плане
взаимосвязи и даже перетекания одного в другое. Можно было бы сказать,
что иконе воздается почитательное поклонение, но перед иконой
совершается служение Богу, принявшему ради человека видимый образ; но и
то, и другое суть выражения любви к Богу и совершаются в духе любви.