Икона и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В
богословии иконы недостаточно определенно подчеркивается благодатное
присутствие Святого Духа, Его «дыхание» в генезисе и бытии церковного
образа, во взаимосвязи образа с Первообразом, в иконопочитании и в
иконописании. Между тем учение об иконе бесспорно имеет и
пневматологический аспект, о чем ясно говорят Святые Отцы: назовем
прежде других свт. Василия Великого и прп. Иоанна Дамаскина. Незримое
сопребывание Святого Духа во всяком проявлении или действии Первообраза
обусловлено самой нераздельностью Ипостасей Пресвятой Троицы. Свт.
Василий Великий пишет: «Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого
как только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя
отлучить свет от образа... При озарении только Духа, собственно и
надлежащим образом, видим сияние славы Божией, а посредством Образа
возводимся к той славе, которой Он есть Образ и равнообразная печать»
(Василий 1846:3, 330 — 331).
Что соединяет образ и Первообраз?
Вначале сотворение человека по образу Божию. Затем спасительное
нисхождение Первообраза долу— Благовещение, Рождество Христово.
Боговоплощение и вочеловечивание - это принятие Невидимым Образом образа
видимого, человеческого. По существу, Рождество есть воиконовление
Второй Ипостаси, есть иконоявление Христово. Далее следует движение горе
— Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без
учета того обетования, которое дал Господь Своим ученикам на Елеонской
горе перед восшествием к Отцу, — обетования о ниспослании Святого Духа.
Дух превечно и неотлучно присутствует во всех действиях Сына. Не
случайно, как отмечает инок Григорий (Круг), «в наиболее древних
изображениях Вознесение и Сошествие Духа Святого связываются в одно»
(Круг 1978:77). По Вознесении Господнем реальная онтологичная
взаимосвязь между Первообразом- Христом и образом-человеком возможна
лишь при посредстве и содействии Святого Духа, именно для этого Он
посылается вознесшимся к Отцу Сыном. Кроме того, Святой Дух, по учению
прп. Иоанна Дамаскина, имеет прямое отношение к Образу: «Подобный и
совершенно равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея
различие (с Ним): в том, что Он исходит» (Иоанн 1893:101). Обратим
внимание на богословие великого защитника икон: Второе Лицо Пресвятой
Троицы — нетварный рожденный Образ, Третье Лицо — нетварный исходящий
Образ, Святой Дух единообразен с Сыном, и поэтому в онтологическом плане
Он есть прямая и обратная связь между образом и Первообразом.
Особо
свт. Василий Великий подчеркивает роль Святого Духа в Богопознании. Дух —
это свет ведения. Как без света физического мы не видим какое-либо
изображение, так без просвещения Святым Духом мы не способны созерцать
Первообраз. Святой Дух возводит к созерцанию Красоты и Славы
Первообраза, Он «подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа». Св.
Отец оговаривается при этом, что Святой Дух не вне Себя и даже не через
Себя, но «в Себе Самом вводит в познание» (Василий 1846:3, 302, 303).
Подвижник
прилагает много сил, чтобы очистить в себе образ Божий и взойти к
Первообразу. Это необходимое, но недостаточное условие Богообщения и
Богопознания. Прп. Симеон Новый Богослов в одном из «Божественных
гимнов» учит: «Когда... станешь совершенным образом (Божиим), то
Первообраза еще не увидишь и не уразумеешь, если Он не откроется тебе
через Духа Святого, ибо всему научает Дух, в неизреченном свете сияющий»
(Симеон 1993:3, 147). Невозможно умалить роль Святого Духа и в
иконопочитании. Слова свт. Василия Великого о том, что «чествование
образа переходит к Первообразу» (Василий 1846:3, 300), стали крылатыми в
православном богословии, их неоднократно цитирует прп. Иоанн Дамаскин,
на них ссылается VII Вселенский Собор (Деяния 1891:68, 285). Но как
«переходит» или «восходит» чествование, почитание? Ответ здесь очевиден и
однозначен: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу в Духе
Святом.
Следует сказать и о благодатном присутствии Святого Духа в
самом процессе иконописания, что естественно вытекает из всего
сказанного. Если к познанию Первообраза человек возводится Святым Духом,
то несомненно только Святой Дух может помочь иконописцу изобразить в
линиях и красках Господа Иисуса Христа (Первообраз), Богородицу и святых
(чистые образы Божии). Святой Дух является истинным иконописцем в двух
смыслах: Он «пишет», восстанавливает человека как духоносную «живую
икону», и Он помогает писать иконописцу образа. Л. А. Успенский пишет:
«Предание утверждает, что святой евангелист Лука написал икону
Богоматери после Пятидесятницы... Даже сами апостолы, непосредственно
общавшиеся со Христом и веровавшие в Него, до сошествия на них Святого
Духа не имели непосредственного опыта освящения Духом Святым и не могли
поэтому передать его ни словом, ни образом» (Успенский 1989:137).
В
течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе
прп. Андрей Рублев и Дионисий), не подписывали свои иконы, ибо свято
верили, что их талант принадлежит Богу, что они лишь «подмастерья»
Святого Духа. Они заботились прежде всего о своем внутреннем духовном
устроении, стремились снять все возможные препятствия для действия
Святого Духа в своей душе, чтобы стать идеальными «проводниками» воли
Божией. Своей праведной жизнью они призывали в помощь себе Святого Духа,
и Дух Божий не посрамлял их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их
иконы и фрески. Содействие Святого Духа иконописцу особенно благочестиво
описано в житии первого святого иконописца Древней Руси прп. Алипия
Печерского (см. Памятники 1980:589 — 599).
В святоотеческой
литературе святые именуются не только христоносцами как носители Образа
Христова, но и духоносцами, ибо они исполнились Духа Святого.
В
основе этого благочестивого обычая лежали и другие причины. Во-первых,
VII Вселенским собором составление композиции иконы отдавалось Св.
Отцам, иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей.
Во-вторых, икона мыслилась как соборное творчество многих поколений
иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера.
В-третьих, иконописец считал недопустимым вносить в святое и священное
пространство иконы, на котором значилось Имя Божие, и свое профанное
имя. Итак, отсутствие подписи автора на иконе — это свидетельство
особого почитания Имени Божия.
Святой Дух также связывает воедино
икону-изображение и явленного ей святого. Святой невидимо, но реально
присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы
человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон. В
Духе Святом протекает молитва, с которой человек обращается к Богу
перед святой Его иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный «ответ»
иконы, т.е. Самого Господа, Богородицы или святого. Итак, Святой Дух: