x

Икона и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа, Его «дыхание» в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи образа с Первообразом, в иконопочитании и в иконописании. Между тем учение об иконе бесспорно имеет и пневматологический аспект, о чем ясно говорят Святые Отцы: назовем прежде других свт. Василия Великого и прп. Иоанна Дамаскина. Незримое сопребывание Святого Духа во всяком проявлении или действии Первообраза обусловлено самой нераздельностью Ипостасей Пресвятой Троицы. Свт. Василий Великий пишет: «Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого как только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить свет от образа... При озарении только Духа, собственно и надлежащим образом, видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой Он есть Образ и равнообразная печать» (Василий 1846:3, 330 — 331).
Что соединяет образ и Первообраз? Вначале сотворение человека по образу Божию. Затем спасительное нисхождение Первообраза долу— Благовещение, Рождество Христово. Боговоплощение и вочеловечивание - это принятие Невидимым Образом образа видимого, человеческого. По существу, Рождество есть воиконовление Второй Ипостаси, есть иконоявление Христово. Далее следует движение горе — Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без учета того обетования, которое дал Господь Своим ученикам на Елеонской горе перед восшествием к Отцу, — обетования о ниспослании Святого Духа. Дух превечно и неотлучно присутствует во всех действиях Сына. Не случайно, как отмечает инок Григорий (Круг), «в наиболее древних изображениях Вознесение и Сошествие Духа Святого связываются в одно» (Круг 1978:77). По Вознесении Господнем реальная онтологичная взаимосвязь между Первообразом- Христом и образом-человеком возможна лишь при посредстве и содействии Святого Духа, именно для этого Он посылается вознесшимся к Отцу Сыном. Кроме того, Святой Дух, по учению прп. Иоанна Дамаскина, имеет прямое отношение к Образу: «Подобный и совершенно равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея различие (с Ним): в том, что Он исходит» (Иоанн 1893:101). Обратим внимание на богословие великого защитника икон: Второе Лицо Пресвятой Троицы — нетварный рожденный Образ, Третье Лицо — нетварный исходящий Образ, Святой Дух единообразен с Сыном, и поэтому в онтологическом плане Он есть прямая и обратная связь между образом и Первообразом.
Особо свт. Василий Великий подчеркивает роль Святого Духа в Богопознании. Дух — это свет ведения. Как без света физического мы не видим какое-либо изображение, так без просвещения Святым Духом мы не способны созерцать Первообраз. Святой Дух возводит к созерцанию Красоты и Славы Первообраза, Он «подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа». Св. Отец оговаривается при этом, что Святой Дух не вне Себя и даже не через Себя, но «в Себе Самом вводит в познание» (Василий 1846:3, 302, 303).
Подвижник прилагает много сил, чтобы очистить в себе образ Божий и взойти к Первообразу. Это необходимое, но недостаточное условие Богообщения и Богопознания. Прп. Симеон Новый Богослов в одном из «Божественных гимнов» учит: «Когда... станешь совершенным образом (Божиим), то Первообраза еще не увидишь и не уразумеешь, если Он не откроется тебе через Духа Святого, ибо всему научает Дух, в неизреченном свете сияющий» (Симеон 1993:3, 147). Невозможно умалить роль Святого Духа и в иконопочитании. Слова свт. Василия Великого о том, что «чествование образа переходит к Первообразу» (Василий 1846:3, 300), стали крылатыми в православном богословии, их неоднократно цитирует прп. Иоанн Дамаскин, на них ссылается VII Вселенский Собор (Деяния 1891:68, 285). Но как «переходит» или «восходит» чествование, почитание? Ответ здесь очевиден и однозначен: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу в Духе Святом.
Следует сказать и о благодатном присутствии Святого Духа в самом процессе иконописания, что естественно вытекает из всего сказанного. Если к познанию Первообраза человек возводится Святым Духом, то несомненно только Святой Дух может помочь иконописцу изобразить в линиях и красках Господа Иисуса Христа (Первообраз), Богородицу и святых (чистые образы Божии). Святой Дух является истинным иконописцем в двух смыслах: Он «пишет», восстанавливает человека как духоносную «живую икону», и Он помогает писать иконописцу образа. Л. А. Успенский пишет: «Предание утверждает, что святой евангелист Лука написал икону Богоматери после Пятидесятницы... Даже сами апостолы, непосредственно общавшиеся со Христом и веровавшие в Него, до сошествия на них Святого Духа не имели непосредственного опыта освящения Духом Святым и не могли поэтому передать его ни словом, ни образом» (Успенский 1989:137).
В течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп. Андрей Рублев и Дионисий), не подписывали свои иконы, ибо свято верили, что их талант принадлежит Богу, что они лишь «подмастерья» Святого Духа. Они заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились снять все возможные препятствия для действия Святого Духа в своей душе, чтобы стать идеальными «проводниками» воли Божией. Своей праведной жизнью они призывали в помощь себе Святого Духа, и Дух Божий не посрамлял их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески. Содействие Святого Духа иконописцу особенно благочестиво описано в житии первого святого иконописца Древней Руси прп. Алипия Печерского (см. Памятники 1980:589 — 599).
В святоотеческой литературе святые именуются не только христоносцами как носители Образа Христова, но и духоносцами, ибо они исполнились Духа Святого.
 В основе этого благочестивого обычая лежали и другие причины. Во-первых, VII Вселенским собором составление композиции иконы отдавалось Св. Отцам, иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей. Во-вторых, икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. В-третьих, иконописец считал недопустимым вносить в святое и священное пространство иконы, на котором значилось Имя Божие, и свое профанное имя. Итак, отсутствие подписи автора на иконе — это свидетельство особого почитания Имени Божия.

Святой Дух также связывает воедино икону-изображение и явленного ей святого. Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон. В Духе Святом протекает молитва, с которой человек обращается к Богу перед святой Его иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный «ответ» иконы, т.е. Самого Господа, Богородицы или святого. Итак, Святой Дух:

  •  в Своем превечном исхождении от Отца таинственно является совечным Отцу и Сыну — Образу Бога невидимого;
  • участвует в сотворении человека по образу и подобию Божию;
  • по воле Отца и Его силою благовествует и совершает воплощение и вочеловечивание, воиконовление Сына Божия, принятие Им на Себя плотского образа;
  •  в Крещении подтверждает полноту Божественного Первообраза как Сына Божия, нисходя на Него в виде голубя, и вместе с тем — полноту принятого Им на Себя плотского образа;
  •  в Преображении сквозь видимый телесный образ показывает во всей силе нестерпимое сияние Божественного Первообраза;
  •  соединяет в реальное богочеловеческое двуединство Первообраз (Господа Иисуса Христа) и образ (человека) — до Пятидесятницы сокровенно, а в Сошествии Духа на апостолов явленно и явственно;
  •  связывает в духовное двуединство небесные первообразы и земные иконообразы;
  • возводит через иконообраз к познанию Первообраза; — возносит к Первообразу почитание, воздаваемое образу (иконе);
  •   восстанавливает, возрождает подвижника, всякого благочестивого человека как живую духоносную икону Первообраза;
  •   помогает иконописцу изобразить в линиях и красках то, что неизобразимо, выразить то, что Heвыразимо, описать  то, что неописуемо, т е. явить икону верующему духовному оку как двуединое, ипостасное, богочеловеческое таинство;
  •  реально пребывает со святым на его иконе;
  • незримо, но неотлучно присутствует в соборном молитвенном Богообщении перед иконами и в чудотворениях, проистекающих от икон.
  • Может быть, нигде христология и пневматология не соединены так тесно, как в богословии образа, богословии иконы.


Интересно почитать


Мастерская "Собор"
Оператор online
Наверх