x

Протоиерей Григорий Дьяченко. Глава из книги "Вера, надежда, любовь." Катехизические поучения. (Страницы 786 - 794).

Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Поучение 1. Объяснение второй заповеди.

1.Вторая заповедь Божия запрещает делать себе кумиры с тем, чтобы покланяться им и служить им.
2. а) Какие кумиры здесь разумеются? -
Всякие изображения какой-либо твари небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога покланяются и служат.
б) Разве есть люди, которые таким изображениям покланяются и служат? - Есть, например, язычники - это люди не верующие в истиннаго Бога. Мы, христиане, покланяемся и служим нашему Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу; а они бездушным кумирам покланяются и служат. Суетно, напрасно, греховно поклонение и служение этим кумирам. Кумир не Бог, не только не Бог, но одно изображение и притом ложнаго божества, такого, котораго в самом деле вовсе нет, которго не существует.
Кумир ничего не может посему и сделать для человека, как ни кланяйся ему, как ни проси его. Кумир - ничто, и потому - что ему покланяться, за что почитать? Покланяться надобно одному истинному Богу, просить надобно живого Бога.
в) Как же святые изображения, иконы святые, мы почитаем? Святые иконы и изображения мы почитаем только, т.е. лобызаем их, главы и колена преклоняем, свечи возжигаем, фимиам курим пред ними, и почитаем так - потому, что иконы у нас суть изображения истиннаго Бога, явившагося во плоти, пречистыя Матери Его и святых Его угодников.
Да, почитаем только святые иконы, а не боготворим их; если бы стали боготворить святые иконы, мы согрешили бы против второй заповеди Божией, подобно идолопоклоннникам, - согрешили бы пред Богом, т.е. если бы стали думать, что икона сама по себе имеет божественную силу, сама собою может нас спасать. Но мы так не думаем: иконы у нас только напоминают нам о Боге, о его делах и угодниках; взирая на икону телесными очами, мы мысленно представляем себе и как бы видим того, кого она изображает. Покланяясь пречистому образу Божией Матери, мы Ей Самой, Царице небесной, покланяемся. Без икон святых мы были бы тоже почти, что без книг Божественных. Да, по иконам, как по книгам, мы видим, узнаем, воспоминаем нужное для нашего спасения.
Итак, взирая на иконы святых, молясь пред ними, чествуя их, взирайте умом к Богу и святым, которые на этих иконах изображены, - представляйте себе, что вы Богу и святым Его молитесь, покланяетесь, Бога и святых Его чествуете, лобызаете.
г) Что еще под кумирами, запрещенными второй заповедью, можно разуметь?
Под кумирами должно разуметь и все то, что мы слишком любим, боготворим, т.е. любим до того, что из-за этого забываем Бога, бросаем заповеди Божии, забываем любить его, надеяться на Него, всего ожидать от Него. Если ты слишком любишь чреву своему угождать, лакомиться, пить, есть, объедаться, упиваться, если для тебя чувственные удовольствия выше, приятнее всего на свете, если ты для чрева пост и молитву оставляешь: то чрево твое - твой кумир, твой идол и ты грешишь против второй заповеди так же, как и идолопоклонник.
Если ты слишком богатство любишь; если ты только о том и думаешь день и ночь, чтобы больше и больше денег наживать; если ты для денег оставляешь церковь, не знаешь праздников, забываешь бедных: то богатство - кумир твой, идол твой; и ты так же служишь богатству, как идолопоклонник идолу своему.
Если ты слишком себя любишь, выше всех себя ставишь, лучше себя никого не считаешь, если гордишься, тщеславишься: то ты сам - кумир для себя, гордость твоя - идол твой. Вообще, что бы ты не любил: все кумир твой, если ты это слишком боготворишь, любишь.
И потому, слушатели, не будем привязываться ни к чему земному, чувственному, временному: ничего хорошего здесь не найдем; и можем дойти до того, что из-за этой привязанности к земному Бога забудем, заповеди Божии оставим. Временное, чувственное, земное не стоит того, чтоб к нему привязываться.
3. Не делай никого и ничего для себя кумиром. Все пусто, ничтожно, - все, кроме Бога и божественнаго. (Составлено по Полному собранию сочинений протоиерея Р.Путятина, изд. 20, стр.625-626).

Поучение 2. (О почитании святых икон).

1.Слушатели мои! Как много значит для нас, что матерь наша - православная церковь освятила для нас правилом благоговение к святым иконам! Эта одна принадлежность православия - великое счастье для наших душ. Оценим размышлением почитание святых икон. Это же нужно и потому, что иным из нас случается слышать сомнение против святости почитания святых икон.
2.а) Нужны ли изображения Божества? - Без сомнения нужны. Человек - не ангел: он имет чувства и воображение, которыя надобно освящать так же, как ум и желание воли, и которыя требуют приличной им пищи, как и другия силы наши. Если не будем занимать их священными предметами: оне будут искать себе предметов иных. Не видим ли, тогда как не хотят или стыдятся ставить на самом почетном месте изображение Бога и святых Его, окружают себя картинами то пустыми и мелкими, то самыми постыдными и гнусными? Отчего это? Что это значит? Не приучив воображения к изображениям достойным, святым, дозволили ему приучиться к изображениям низким, отвратительным. Согласитесь, что чистая душа не может любоваться картинами грязных страстей, - чистое общество любит изображение великих добродетелей, явлений, достойных славы великаго Бога.
б) Как много лишают себя, лишаясь изображений святых! Еще святой Григорий Двоеслов говорил: "что писание для умеющих читать, то живопись для простых людей". Точно, святые иконы - проповедь, но понятная для всех, проповедь неумолкающая, сильно действующая на каждаго. Иконы - проповедь для каждаго. В храме православном каждый неграмотный видит и понимает дела Божии и - с каким удобством! Чтобы понимать книги, надобно много учиться, много употреблять времени, сил, способов; а изображение какого-либо происшествия священнаго, или какого-либо лица великаго, при беглом объяснении, легко понимает каждый. Иконы - проповедь неумолкающая, - ей всегда можно внимать; она говорит громко даже и к тем, которые не хотели бы слушать, говорит, не оскарбляя самолюбия, потому что глаз самого самолюбия читает ее. Иконы - проповедь сильная. Рассказом или чтением поясняется истина в уме: но тронуть и поразить сердце всегда сильнее может изображение чем рассказ, так как присутствующие всегда сильнее поражают нас, чем отсутствующие, действующее через чувства и воображения на душу сильнее потрясает чувство внутреннее, чем действующее на один ум. Вспомните египетскую Марию. Она так долго вела жизнь нечистую и разсеянную, без мыслей и забот о судьбе загробной. Но нечаянно, ненамеренно посмотрела на икону Богоматери и, пораженная величием чистоты Приснодевственной, навсегда отреклась от прежней жизни. Вот как много значит святое изображение даже для людей рассеянных, которые, хотя бы и умели читать, не хотят взять в руки полезной книги! Что же храм, без такой проповеди спасительной?
в) И однако, скажут, в слове Божием нет повеления творить видимыя изображения Божества и покланяться им? - Если бы это было так: и тогда естественная нужда, какую имеем мы в изображениях священных, и естественность благоговения к изображениям священным показывают нам, что благоговение к святым иконам есть дело согласное с волею Божиею. Все, что основывается в нас на законах чистой богосозданной природы, все то несомненно угодно Господу, как дело рук Его.
Между тем несправедливо говорят, будто в писании нет повеления об устроении и почитании изображений Божества и святых. Сам Бог повелел устроить скинию свидения, как образ пребывания Божия среди избраннаго народа. Как в скинии свидения, так и в храме Соломоновом было множество икон или священных изображений. Там были изображения изваянныя, вытканныя, писанныя. В скинии свидения над ковчегом завета было два херувима, изваянных из золота (Исх. 25,18); на завесах было множество херувимов вытканных (Исх. 26,31). В храме Соломоновом на стенах были писанные херувимы (3 Цар. 6,29.32); а во святом святых два херувима изваянныя осеняли кивот завета (3 Цар. 6,23; 2 Пар. 3,10). Вот и изображения святых! Все эти херувимы не были предметом поклонения? Почему это знают? Кто сказал об этом? Напротив, в писании видим, что покланялись пред всею скиниею, глубоко благоговели пред всеми принадлежностями ея; тем более должны были благоговеть пред херувимами, осенявшими страшный кивот завета, пред херувимами, изображавшими существа разумныя и святыя, а не какую либо великую мысль. Когда нужно было переносить кивот завета, священники наперед покрывали его внутреннею завесою, одевали как его, так и другия священныя вещи (Иис. Нав. 3), (Исх. 30). Если же благоговели и пред сосудами: то что остается думать о херувимах? Вспомните еще, что Бог повелел воздвигнуть медное изображение змия в пустыне, дабы взором веры извлекали из него исцеление уязвлявшиеся змиями.
После сего непонятно, как могут иные, в опровержение иконопочитания, указывать на известную заповедь: не сотвори себе кумира, и всякаго подобия? Если, как видели, Сам Бог повелел устроить священныя изображения: то легко понять, что заповедь о кумирах уже никак не может относиться к священным изображениям. Иначе одно наставление Божие опровергалось бы другим, - чему быть нельзя. О чем же говорит эта заповедь? Она запрещает те изображения, которыя считались за богов вместо Бога истиннаго; запрещается устроение и почитание идолов, которые, как говорит апостол, сами по себе суть ничто, и признавались за божества только развратом мыслей и сердца. К этому нужно добавить, что под рукотворенными в Библии обыкновенно разумеются языческие боги. Например, говорит пророк: се Господь седит на облаце легце, и приидет в Египет, и потрясутся рукотворенныя египетская (Исаии 19,1). Оставим же в покое заповедь об идолах языческих, когда они уже успокоились, давно забытые народами просвещенными.
г) Известны ли были иконы в первые времена христианства? - Пока язычество не лишалось своей силы и оставалось господствующею религию мира, благоразумие требовало от пастырей церкви не умножать в христианстве икон, дабы обращавшиеся из язычества, но еще не укрепившиеся в вере, не возвращались к прежним суевериям, а язычники не принимали икон христианства за освящение своим идолам. Так, с самых первых времен христианства видим священныя изображения и уважение к ним, но видим и осторожность в их употреблении. Известие о нерукотворном образе Спасителя, чудесно изобразившемся на убрусе (плате), передают нам Евсевий, Прокопий, преподобный Ефрем Сирин. Евсевий же пишет, что в Кесарии находилось изображение Спасителя, изваянное из меди исцелевшей от кровотечения женою. И он же прибавляет: "не надобно удивляться, что язычники, испытавшие на себе благодеяния Спасителя нашего, сделали это, когда мы видели на досках, сохранившияся до нашаго времени, иконы Петра и Павла, и Самаго Христа". Тертуллиан уже пишет, что на святом потире изображается Спаситель в виде пастыря, несущаго на ременах овцу. Почитание святаго креста принадлежит также самым первым временам. Святой Василий Великий писал к отступнику Юлиану: "сии иконы чту и покланяюсь им, так как оне преданы святыми апостолами и не воспрещены, а изображаются во всех наших церквах". И он же говорит: "чествование святой иконы восходит к изображенному на ней". Сего довольно.
3. Слушатели мои! примите слово любви - в духе любви, в утешение веры нашей, во славу Господа и его святых. Аминь. (Составлено по "Слова, беседы и речи" Филарета, архиепископа Черниговскаго).

Поучение 3. (Древность и правильность почитания святых икон).

"Ругающимся и хулящим святыя иконы, ихже святая церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголющим тыя быти идолы, анафема" (из чина анафематствования).
1. Такой суд произносит в особом чине анафематствования православная церковь на иконоборцев. Слишком тысячу лет уже ежегодно повторяет его православная церковь, давая тем всякому ясно разуметь непреклонное убеждение в правоте употребления и почитания святых икон. И все еще от времени до времени появляются в стаде овцы не внемлющия гласу мудраго водительства и рвущияся на погибель вслед волков; являются люди, которые думают, что они сами обо всем рассудят лучше всех и начнут проповедь о такой вере и церкви, каких мир давно не видал. Такие самообольщенные гордецы, обыкновенно забывают справиться с историею, которая научила бы их, что новость, ими проповедуемая, совсем не есть новость, так как о ней давно уже судили и решили.
2. За тысячу слишком лет до нашаго времени, в конце седьмого века, началось в православной греческой церкви и продолжалось более ста лет тяжкое бедствие церковное - иконоборство. Явились лжеучители, которые поклонение святым иконам считали идолопоклонством, запрещенным второю заповедью Божиею, и хотели лишить христианские храмы лучшаго их украшения. На сторону лжеучителей склонились многие знатныя лица, даже некоторые цари греческие. На иконы и их почитателей поднялось жестокое гонение. По приказанию властей иконы иконы были вывозимы из храмов и подвергались сожжению, а защитники иконопочитания ужасным казням. Для возвращения спокойствия христианскому обществу, был созван в 787 году седьмой вселенский собор. Выслушайте ясное постановление вселенскаго собора:
"Последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия церкви, со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другого способнаго к тому вещества устрояемыя, яко же икона Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие". И доселе твердо содержит православная церковь почитание святых икон, согласное с определением вселенскаго собора, скрепленное кровью святых мучеников и исповедников, послужившее к величайшему благолепию православных храмов.
а) Основанием почитания святых икон седьмой вселенский собор называет учение святых отец и предание вселенской церкви. С первых времен христианства непрерывно сохранялось в православной церкви почитание святых икон. Могло ли и быть иначе? Спаситель наш жил на земле во плоти человеческой; жила Его Пречистая Матерь; жили Его святын апостолы, святые мученики и исповедники, святые отцы церкви и угодники Божии. Можно ли допустить, чтобы в обществе христианском не проявилось желание сохранить на картинах черты лиц, к коим сердце пламенело самою искреннею любовию? Возможно ли в этом обществе такое равнодушие тем более, что сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате и послал этот нерукотворенный обаз к Авгарю, едесскому владельцу, а святой евангелист Лука, бывший живописцем, написал и оставил после себя иконы Божьей Матери? Можно ли думать, что первенствующие христиане оставили эти примеры без подражания? Напротив, многие свидетельства дают ясно разуметь, что священные изображения вошли в употребление в христианской церкви с первых времен ее существования. В древних пещерах, куда удалялись христиане на молитву во времена гонений в первые века, находили священныя изображения, сделанныя на стенах, гробницах, сосудах, светильниках, картинах. А святый Василий Великий свидетельствует, что в его время иконы были уже во всех церквах (См. Догматическое Богословие преосвященнаго Макария).
б) Священное предание научило нас не только употреблять святые иконы, но и почитать их, как выражено в постановлении вселенскаго собора, лобзанием, почтительным поклонением, каждением фимиама и вожжением свечей.
Не скажет ли всякому из вас, слушатели, ваш здравый разум, что это учение православной церкви вполне согласно с его требованиями? Не пользуется ли у вас всяким вниманием, почтением и лююбовью картина, изображающая почитаемое и любимое вами лице? Вы поставите эту картину на видном и почетном месте, окружите ее всякими знаками внимания, с почтением и любовью будете смотреть на нее. Все это так же естественно, как естественно и почитание, оказываемое христианами пред священными изображениями креста Господня, Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих. Не безумие ли говорить о нашей любви к Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и в тоже время изгонять из наших домов и храмов их священныя изображения? Не безумие ли хвалиться верою в Иисуса Христа и почитанием Его, а образ Его подвергать осмеянию и дерзкому, безсмысленному поруганию? Седьмой вселенский собор ясно определил и то, каково должно быть почитание святых икон.
Поклоняющийся иконе говорят святые отцы собора, поклоняется существу изображеннаго на ней. Смотря на изображения, мы возбуждаемся воспоминать и любить изображенных на иконах. Мы почитаем святые иконы поклонением пред ними, но совсем не тем, которое подобает единому Божеству, так как мы чествуем не дерево и краски, а того, кто изображен на иконе. Таково учение церкви православной, издревле хранимое в ней. И церковное благолепие, и душевная польза верующих побуждали святую церковь неизменно содержать это древнее учение. Наш храм есть дом молитвы, и в нем устроено все так, чтобы располагало верных к молитве. Отнимите от храма все священныя изображения и что же останется? Пустое зало, которое ничем не возбуждает молитвеннаго настроения. А мы все - люди, а не ангелы. На нас должна известным образом действовать самая внешняя обстановка, которая и действует в святых храмах, располагая нас к молитве и покаянию. Вот пред вашими очами изображения Господа нашего Иисуса Христа и разных событий Его земной жизни: не будят разве эти изображения в вашей душе чувсв глубокой веры в Господа и искренней любви к Нему за все содеянное для нашего спасения? Вот изображение Божией Матери и разных обстоятельств ее жизни и благоволения кнам, грешным: не говорят ли вам эти иконы о безчисленных благодеяниях Ея роду человеческому, побуждающих нас со всеми печалями и во всяких бедах наших прибегать к Ея заступлению? Здесь пред вами изображения святых апостолов, пророков, мучеников и других угодников Божиих, просиявших святостию жизни и глубиною веры в Господа: не будят ли в вас эти изображения покаянных чувств и не влекут ли вас к подражаниюс святым в вере и жизни? Невольно вы преклоняете главу и колена пред святыми иконами, а душою в благоговейной молитве возноситесь к тому, кто изображен на иконе. Вот истинный смысл и святая цель поклонения иконам. И знает всякий разумный христианин православный, что он молится со слезами и преклоняется до земли не пред досками этими и красками, а пред тем, кто изображен на святой иконе. После этого, не дерзкое ли кощунство называть иконопочитание идолопоклонством и святые иконы - идолами? И могут ли считаться людьми православными те, которые позволяют себе такое дерзкое глумление над верованиями церкви православной?
3. Будьте внимательны, православные слушатели, к тому учению о святых иконах, которое преподает вам святая церковь. Твердо держитесь того, что издревле принято церковью и внесено в непререкаемыя для нас постановления вселенскаго собора. Чтобы уберечься от лжеучителей, не забывайте о том, что возглашает церковь: "ругающимся и хулящим святыя иконы и глаголющим тыя быти идолы, - анафема". Аминь. (Составлено по: "Слова, поучения и речи" протоиерея Е. Мегорскаго).

Приложение к катехизическому поучению. (Чудеса от святых икон, как свидетельство истинности иконопочитания).

Самое важное, имеющее неотразимую силу доказательство в защиту святых икон, это чудеса совершаемые Самим Богом чрез святые иконы. Если бы иконы были богопротивные идолы, как говорят иконоборцы, то Господь не стал бы совершать чрез них знамения и чудеса, напротив: Он чудесами многократно показал, что почитание святых икон Ему благоугодно.
1. Нередко святые Божии являлись живущим на земле в том виде, в каком они изображались на святых иконах. Из этого ясно видно, что почитание их чрез святые иконы благоугодно не только им, но и Самому Богу, хотя бы изображения ликов и различествовали между собой, как это видим по многим различным чудотворным иконам Богоматери. Так святой Амвросий Медиоланский сам свидетельствует в своем письме (55), что пред открытием мощей мучеников Геврасия и Протасия в 396 году явился ему святой апостол Павел в том виде, как изображался на святых иконах. В 5 столетии образованный инок синайский, бывший префект (градоначальник) Константинопольский, описал следующе чудо святаго мученика Платона, память котораго празднуется 18 ноября. На синайских подвижников напали сарацины и с другими иноками увели в плен сына одного инока, родом из Галатии. "Старец, скрывшись в это время в потаенную пещеру, истекал слезами, не вынося утраты боголюбиваго сына, и умолял Христа преклониться на милость, по ходатайству отечественнаго мученика Платона. В то же время и сын, связанный в плену, просил Бога по молитве того же святого мученика умилостивиться над ним и совершить чудо. Молитвы того и другого - и отца в пещере горы и сына в плену были услышаны - и вот Платон (мученик), представ внезапно седящим на коне и ведущим другого коня, является бодрствующему отроку, который узнает его по тому, что часто видал изображения святого на иконах, немедленно приказывает ему, встав из среды всех, взять коня и сесть на него. И когда, подобно паутине, разрешились на отроке узы, он, освободившись по молитве и встав по мановению Божию, едет на коне смело и радуясь следует за путеводствующим святым мучеником. Вскоре оба - и святой Платон и юный монах, как бы окрыленные, достигают жилища, в котором молиться и плачет старец, и победеносный мученик, спасший скорбящему сердцем отцу любимаго сына, делается невидим". (Творения преподобнаго Нила, ч.3,стр.436; Деян. всел. соб. 7,257) Это место прочитано из творений преподобнаго Нила на 7 вселенском соборе. Самое чудесное событие совершилось в 4 или начале 5 столетия.
2. В конце 5 века христианская девица Мария, проводившая в продолжении 17 лет греховную жизнь в египетсеом городе Александрии, прибыла в Иерусалим на праздник воздвижения креста Господня; в самый праздник, желая войти в храм среди толпы народа, она долго отреваема была невидимою силою, не допускавшею ее в храм. Увидев в притворе храма икону Богоматери и обратившись к ней, она стала со слезами умолять Пресвятую Владычицу допустить ее до поклонения кресту Господа Иисуса. Молитва ея была услышана - и она безпрепятственно вошла в храм и облобызала животворящее древо креста Господня. Возвратившись в притвор, она опять стала молиться пред иконою Богоматери и услышала от нея голос: "за Иорданом найдешь себе покой". Переправившись за Иордан, она 47 лет провела в пустыне среди тяжких подвигов покаяния и удостоилась от Бога дара знамений и чудес. По прочтении о вышеупомянутом чуде от иконы Богоматери на 7 вселенском соборе Иоанн, пресвитер и представитель восточных архиереев, сказал: "эту икону мы видели во святом городе Христа Бога нашего и часто лобзали ее". (Деян. всел. соб. 7.312) 3. Из жития преподобнаго Феодора Сикеота читано на 7 вселенском соборе следующее: когда ему было 12 лет, на его родине явилась смертоносная язва, так что и он занемог и был близок к смерти. Его отправили в молитвенный дом святаго Иоанна Крестителя, находившийся недалеко от деревни, и положили при входе в алтарь, вверху котораго над местом, где помещался крест, стояла икона Спасителя нашего Иисуса Христа. Когда он страдал от болезни, вдруг с иконы стали падать на него капли росы и он тотчас, по благодати Божией, получил облегчение от недуга, стал здоров и отправился в свой дом". Это было во второй половине 6 столетия по рождестве Христове. (Деян. всел. соб. 7,316).
4. Иоанн Мосх в "Луге духовном" пишет следующее, что рассказали ему очевидцы события, отцы монастыря Феодосия на горе между Селевкиею и Россом Киликийским: "одна боголюбивая жена в стране апамейской рыла колодезь. Много она истратила денег, вырыла весьма глубоко, но воды не было. Она скорбела о тщетных трудах своих и издержках. В один день некто явился ей и сказал: "пошли на гору за образом аввы Феодосия, и Бог по молитве его, даст тебе воду". Женщина тотчас послала двух рабов за святым образом. Когда принесли ей образ, и она взяла и опустила его в колодезь, то вода тотчас появилась и наполнила колодезь до половины. Нам (говорит Иоанн Мосх) приносили этой воды и мы пили ее и возблагодарили Господа". (ст.80).
5. На самом вселенском 7 соборе Манзон, епископ Праканский, сказал: "когда я в прошлом году (786) оставил царствующий город и отправился в город, назначенный мне местом служения, то меня постигла весьма тяжкая болезнь, так что понудила созвать моих родных и сделать завещание. В их присутствии, под угнетением болезни, я поднес (к себе икону) Иисуса Христа и сказал: "Господи, давший благодать святым Своим! призри на меня". И как только я приложил эту досточтимую икону к страждущему члену, тотчас оставила меня болезнь - и я стал здоров". Тогда Феодор, епископ Селевкийский, встал и сказал: "известие об этом дошло до нас, потому что разстояние не велико". (Деян. всел. соб. 7,292); (См. кн.: "Православное учение о почитании святых икон", доктора богословия, епископа Сергия Могилевскаго, 1887г. стр. 94-96; 98-103).
6. Святой Афанасий, архиепископ Александрийский, повествует, что в городе Вирите, где много было евреев, в бедной хижине жил один христианин; у него в переднем углу висела икона Спасителя. Спустя некоторое время христианин этот купил себе новый дом и покинул хижину, забывши в ней, по усмотрению Божию, икону Спасителя. В этой хижине поселился еврей; он иконы не заметил. Однажды приходит к нему в гости один друг его, еврей же. Этот, сидя за столом, заметил икону и спросил хозяина: "как он, будучи еврей, держит в своем доме христианскую икону"? Хотя хозяин и уверял, что он не замечал доселе иконы, но гость этим не успокоился и пошел к своему архиерею и старцам и объявил им об этом. Поутру все евреи города собрались в хижину, где была икона Спасителя, сняли ее со стены, начали ругаться над нею, а потом, подобно отцам своим, пригвоздили ее к древу, и один из евреев ударил копьем в ребро образа Господня; но, о чудо! тотчас из иконы потекла кровь и вода и наполнила целый сосуд. Великий страх объял всех бывших тут евреев. Они составили совет и на нем положили, что если от этой крови увидят какое-нибудь чудо, то все уверуют в Распятаго. Сначала принесен был хромой от рождения; ему помазали ноги кровью - и он тотчас стал здоров. Слух об этом чуде разнесся по всему городу; приводили слепых, бесноватых, разслабленных и прокаженных и все получали исцеление. Все евреи того города уверовали во Христа, рассказали об этом тамошнему епископу и приняли от него крещение со всеми своими семействами, и построили в этом городе церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа. Всякий христианин должен поклоняться святым иконам с верою и любовью, почитать их честно и с благоговением. (Из творений святого Афанасия Александрийскаго).
7. Был в Печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение святых икон. Наконец дошел он до последней нищнты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаяваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь, а не на милостыню роздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем: во всяком небрежении и безчинстве начал проводить он дни свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9 же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: "горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется, и не может выйти". Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорить им: "братия и отцы, послушайте: истинно так, грешен я, как вы сами знаете; и не покаялся

Протоиерей Григорий Дьяченко. Глава из книги "Вера, надежда, любовь." Катехизические поучения. (Страницы 786 - 794).

Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Поучение 1. Объяснение второй заповеди.

1.Вторая заповедь Божия запрещает делать себе кумиры с тем, чтобы покланяться им и служить им.
2. а) Какие кумиры здесь разумеются? -
Всякие изображения какой-либо твари небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога покланяются и служат.
б) Разве есть люди, которые таким изображениям покланяются и служат? - Есть, например, язычники - это люди не верующие в истиннаго Бога. Мы, христиане, покланяемся и служим нашему Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу; а они бездушным кумирам покланяются и служат. Суетно, напрасно, греховно поклонение и служение этим кумирам. Кумир не Бог, не только не Бог, но одно изображение и притом ложнаго божества, такого, котораго в самом деле вовсе нет, которго не существует.
Кумир ничего не может посему и сделать для человека, как ни кланяйся ему, как ни проси его. Кумир - ничто, и потому - что ему покланяться, за что почитать? Покланяться надобно одному истинному Богу, просить надобно живого Бога.
в) Как же святые изображения, иконы святые, мы почитаем? Святые иконы и изображения мы почитаем только, т.е. лобызаем их, главы и колена преклоняем, свечи возжигаем, фимиам курим пред ними, и почитаем так - потому, что иконы у нас суть изображения истиннаго Бога, явившагося во плоти, пречистыя Матери Его и святых Его угодников.
Да, почитаем только святые иконы, а не боготворим их; если бы стали боготворить святые иконы, мы согрешили бы против второй заповеди Божией, подобно идолопоклоннникам, - согрешили бы пред Богом, т.е. если бы стали думать, что икона сама по себе имеет божественную силу, сама собою может нас спасать. Но мы так не думаем: иконы у нас только напоминают нам о Боге, о его делах и угодниках; взирая на икону телесными очами, мы мысленно представляем себе и как бы видим того, кого она изображает. Покланяясь пречистому образу Божией Матери, мы Ей Самой, Царице небесной, покланяемся. Без икон святых мы были бы тоже почти, что без книг Божественных. Да, по иконам, как по книгам, мы видим, узнаем, воспоминаем нужное для нашего спасения.
Итак, взирая на иконы святых, молясь пред ними, чествуя их, взирайте умом к Богу и святым, которые на этих иконах изображены, - представляйте себе, что вы Богу и святым Его молитесь, покланяетесь, Бога и святых Его чествуете, лобызаете.
г) Что еще под кумирами, запрещенными второй заповедью, можно разуметь?
Под кумирами должно разуметь и все то, что мы слишком любим, боготворим, т.е. любим до того, что из-за этого забываем Бога, бросаем заповеди Божии, забываем любить его, надеяться на Него, всего ожидать от Него. Если ты слишком любишь чреву своему угождать, лакомиться, пить, есть, объедаться, упиваться, если для тебя чувственные удовольствия выше, приятнее всего на свете, если ты для чрева пост и молитву оставляешь: то чрево твое - твой кумир, твой идол и ты грешишь против второй заповеди так же, как и идолопоклонник.
Если ты слишком богатство любишь; если ты только о том и думаешь день и ночь, чтобы больше и больше денег наживать; если ты для денег оставляешь церковь, не знаешь праздников, забываешь бедных: то богатство - кумир твой, идол твой; и ты так же служишь богатству, как идолопоклонник идолу своему.
Если ты слишком себя любишь, выше всех себя ставишь, лучше себя никого не считаешь, если гордишься, тщеславишься: то ты сам - кумир для себя, гордость твоя - идол твой. Вообще, что бы ты не любил: все кумир твой, если ты это слишком боготворишь, любишь.
И потому, слушатели, не будем привязываться ни к чему земному, чувственному, временному: ничего хорошего здесь не найдем; и можем дойти до того, что из-за этой привязанности к земному Бога забудем, заповеди Божии оставим. Временное, чувственное, земное не стоит того, чтоб к нему привязываться.
3. Не делай никого и ничего для себя кумиром. Все пусто, ничтожно, - все, кроме Бога и божественнаго. (Составлено по Полному собранию сочинений протоиерея Р.Путятина, изд. 20, стр.625-626).

Поучение 2. (О почитании святых икон).

1.Слушатели мои! Как много значит для нас, что матерь наша - православная церковь освятила для нас правилом благоговение к святым иконам! Эта одна принадлежность православия - великое счастье для наших душ. Оценим размышлением почитание святых икон. Это же нужно и потому, что иным из нас случается слышать сомнение против святости почитания святых икон.
2.а) Нужны ли изображения Божества? - Без сомнения нужны. Человек - не ангел: он имет чувства и воображение, которыя надобно освящать так же, как ум и желание воли, и которыя требуют приличной им пищи, как и другия силы наши. Если не будем занимать их священными предметами: оне будут искать себе предметов иных. Не видим ли, тогда как не хотят или стыдятся ставить на самом почетном месте изображение Бога и святых Его, окружают себя картинами то пустыми и мелкими, то самыми постыдными и гнусными? Отчего это? Что это значит? Не приучив воображения к изображениям достойным, святым, дозволили ему приучиться к изображениям низким, отвратительным. Согласитесь, что чистая душа не может любоваться картинами грязных страстей, - чистое общество любит изображение великих добродетелей, явлений, достойных славы великаго Бога.
б) Как много лишают себя, лишаясь изображений святых! Еще святой Григорий Двоеслов говорил: "что писание для умеющих читать, то живопись для простых людей". Точно, святые иконы - проповедь, но понятная для всех, проповедь неумолкающая, сильно действующая на каждаго. Иконы - проповедь для каждаго. В храме православном каждый неграмотный видит и понимает дела Божии и - с каким удобством! Чтобы понимать книги, надобно много учиться, много употреблять времени, сил, способов; а изображение какого-либо происшествия священнаго, или какого-либо лица великаго, при беглом объяснении, легко понимает каждый. Иконы - проповедь неумолкающая, - ей всегда можно внимать; она говорит громко даже и к тем, которые не хотели бы слушать, говорит, не оскарбляя самолюбия, потому что глаз самого самолюбия читает ее. Иконы - проповедь сильная. Рассказом или чтением поясняется истина в уме: но тронуть и поразить сердце всегда сильнее может изображение чем рассказ, так как присутствующие всегда сильнее поражают нас, чем отсутствующие, действующее через чувства и воображения на душу сильнее потрясает чувство внутреннее, чем действующее на один ум. Вспомните египетскую Марию. Она так долго вела жизнь нечистую и разсеянную, без мыслей и забот о судьбе загробной. Но нечаянно, ненамеренно посмотрела на икону Богоматери и, пораженная величием чистоты Приснодевственной, навсегда отреклась от прежней жизни. Вот как много значит святое изображение даже для людей рассеянных, которые, хотя бы и умели читать, не хотят взять в руки полезной книги! Что же храм, без такой проповеди спасительной?
в) И однако, скажут, в слове Божием нет повеления творить видимыя изображения Божества и покланяться им? - Если бы это было так: и тогда естественная нужда, какую имеем мы в изображениях священных, и естественность благоговения к изображениям священным показывают нам, что благоговение к святым иконам есть дело согласное с волею Божиею. Все, что основывается в нас на законах чистой богосозданной природы, все то несомненно угодно Господу, как дело рук Его.
Между тем несправедливо говорят, будто в писании нет повеления об устроении и почитании изображений Божества и святых. Сам Бог повелел устроить скинию свидения, как образ пребывания Божия среди избраннаго народа. Как в скинии свидения, так и в храме Соломоновом было множество икон или священных изображений. Там были изображения изваянныя, вытканныя, писанныя. В скинии свидения над ковчегом завета было два херувима, изваянных из золота (Исх. 25,18); на завесах было множество херувимов вытканных (Исх. 26,31). В храме Соломоновом на стенах были писанные херувимы (3 Цар. 6,29.32); а во святом святых два херувима изваянныя осеняли кивот завета (3 Цар. 6,23; 2 Пар. 3,10). Вот и изображения святых! Все эти херувимы не были предметом поклонения? Почему это знают? Кто сказал об этом? Напротив, в писании видим, что покланялись пред всею скиниею, глубоко благоговели пред всеми принадлежностями ея; тем более должны были благоговеть пред херувимами, осенявшими страшный кивот завета, пред херувимами, изображавшими существа разумныя и святыя, а не какую либо великую мысль. Когда нужно было переносить кивот завета, священники наперед покрывали его внутреннею завесою, одевали как его, так и другия священныя вещи (Иис. Нав. 3), (Исх. 30). Если же благоговели и пред сосудами: то что остается думать о херувимах? Вспомните еще, что Бог повелел воздвигнуть медное изображение змия в пустыне, дабы взором веры извлекали из него исцеление уязвлявшиеся змиями.
После сего непонятно, как могут иные, в опровержение иконопочитания, указывать на известную заповедь: не сотвори себе кумира, и всякаго подобия? Если, как видели, Сам Бог повелел устроить священныя изображения: то легко понять, что заповедь о кумирах уже никак не может относиться к священным изображениям. Иначе одно наставление Божие опровергалось бы другим, - чему быть нельзя. О чем же говорит эта заповедь? Она запрещает те изображения, которыя считались за богов вместо Бога истиннаго; запрещается устроение и почитание идолов, которые, как говорит апостол, сами по себе суть ничто, и признавались за божества только развратом мыслей и сердца. К этому нужно добавить, что под рукотворенными в Библии обыкновенно разумеются языческие боги. Например, говорит пророк: се Господь седит на облаце легце, и приидет в Египет, и потрясутся рукотворенныя египетская (Исаии 19,1). Оставим же в покое заповедь об идолах языческих, когда они уже успокоились, давно забытые народами просвещенными.
г) Известны ли были иконы в первые времена христианства? - Пока язычество не лишалось своей силы и оставалось господствующею религию мира, благоразумие требовало от пастырей церкви не умножать в христианстве икон, дабы обращавшиеся из язычества, но еще не укрепившиеся в вере, не возвращались к прежним суевериям, а язычники не принимали икон христианства за освящение своим идолам. Так, с самых первых времен христианства видим священныя изображения и уважение к ним, но видим и осторожность в их употреблении. Известие о нерукотворном образе Спасителя, чудесно изобразившемся на убрусе (плате), передают нам Евсевий, Прокопий, преподобный Ефрем Сирин. Евсевий же пишет, что в Кесарии находилось изображение Спасителя, изваянное из меди исцелевшей от кровотечения женою. И он же прибавляет: "не надобно удивляться, что язычники, испытавшие на себе благодеяния Спасителя нашего, сделали это, когда мы видели на досках, сохранившияся до нашаго времени, иконы Петра и Павла, и Самаго Христа". Тертуллиан уже пишет, что на святом потире изображается Спаситель в виде пастыря, несущаго на ременах овцу. Почитание святаго креста принадлежит также самым первым временам. Святой Василий Великий писал к отступнику Юлиану: "сии иконы чту и покланяюсь им, так как оне преданы святыми апостолами и не воспрещены, а изображаются во всех наших церквах". И он же говорит: "чествование святой иконы восходит к изображенному на ней". Сего довольно.
3. Слушатели мои! примите слово любви - в духе любви, в утешение веры нашей, во славу Господа и его святых. Аминь. (Составлено по "Слова, беседы и речи" Филарета, архиепископа Черниговскаго).

Поучение 3. (Древность и правильность почитания святых икон).

"Ругающимся и хулящим святыя иконы, ихже святая церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголющим тыя быти идолы, анафема" (из чина анафематствования).
1. Такой суд произносит в особом чине анафематствования православная церковь на иконоборцев. Слишком тысячу лет уже ежегодно повторяет его православная церковь, давая тем всякому ясно разуметь непреклонное убеждение в правоте употребления и почитания святых икон. И все еще от времени до времени появляются в стаде овцы не внемлющия гласу мудраго водительства и рвущияся на погибель вслед волков; являются люди, которые думают, что они сами обо всем рассудят лучше всех и начнут проповедь о такой вере и церкви, каких мир давно не видал. Такие самообольщенные гордецы, обыкновенно забывают справиться с историею, которая научила бы их, что новость, ими проповедуемая, совсем не есть новость, так как о ней давно уже судили и решили.
2. За тысячу слишком лет до нашаго времени, в конце седьмого века, началось в православной греческой церкви и продолжалось более ста лет тяжкое бедствие церковное - иконоборство. Явились лжеучители, которые поклонение святым иконам считали идолопоклонством, запрещенным второю заповедью Божиею, и хотели лишить христианские храмы лучшаго их украшения. На сторону лжеучителей склонились многие знатныя лица, даже некоторые цари греческие. На иконы и их почитателей поднялось жестокое гонение. По приказанию властей иконы иконы были вывозимы из храмов и подвергались сожжению, а защитники иконопочитания ужасным казням. Для возвращения спокойствия христианскому обществу, был созван в 787 году седьмой вселенский собор. Выслушайте ясное постановление вселенскаго собора:
"Последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия церкви, со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другого способнаго к тому вещества устрояемыя, яко же икона Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие". И доселе твердо содержит православная церковь почитание святых икон, согласное с определением вселенскаго собора, скрепленное кровью святых мучеников и исповедников, послужившее к величайшему благолепию православных храмов.
а) Основанием почитания святых икон седьмой вселенский собор называет учение святых отец и предание вселенской церкви. С первых времен христианства непрерывно сохранялось в православной церкви почитание святых икон. Могло ли и быть иначе? Спаситель наш жил на земле во плоти человеческой; жила Его Пречистая Матерь; жили Его святын апостолы, святые мученики и исповедники, святые отцы церкви и угодники Божии. Можно ли допустить, чтобы в обществе христианском не проявилось желание сохранить на картинах черты лиц, к коим сердце пламенело самою искреннею любовию? Возможно ли в этом обществе такое равнодушие тем более, что сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате и послал этот нерукотворенный обаз к Авгарю, едесскому владельцу, а святой евангелист Лука, бывший живописцем, написал и оставил после себя иконы Божьей Матери? Можно ли думать, что первенствующие христиане оставили эти примеры без подражания? Напротив, многие свидетельства дают ясно разуметь, что священные изображения вошли в употребление в христианской церкви с первых времен ее существования. В древних пещерах, куда удалялись христиане на молитву во времена гонений в первые века, находили священныя изображения, сделанныя на стенах, гробницах, сосудах, светильниках, картинах. А святый Василий Великий свидетельствует, что в его время иконы были уже во всех церквах (См. Догматическое Богословие преосвященнаго Макария).
б) Священное предание научило нас не только употреблять святые иконы, но и почитать их, как выражено в постановлении вселенскаго собора, лобзанием, почтительным поклонением, каждением фимиама и вожжением свечей.
Не скажет ли всякому из вас, слушатели, ваш здравый разум, что это учение православной церкви вполне согласно с его требованиями? Не пользуется ли у вас всяким вниманием, почтением и лююбовью картина, изображающая почитаемое и любимое вами лице? Вы поставите эту картину на видном и почетном месте, окружите ее всякими знаками внимания, с почтением и любовью будете смотреть на нее. Все это так же естественно, как естественно и почитание, оказываемое христианами пред священными изображениями креста Господня, Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих. Не безумие ли говорить о нашей любви к Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и в тоже время изгонять из наших домов и храмов их священныя изображения? Не безумие ли хвалиться верою в Иисуса Христа и почитанием Его, а образ Его подвергать осмеянию и дерзкому, безсмысленному поруганию? Седьмой вселенский собор ясно определил и то, каково должно быть почитание святых икон.
Поклоняющийся иконе говорят святые отцы собора, поклоняется существу изображеннаго на ней. Смотря на изображения, мы возбуждаемся воспоминать и любить изображенных на иконах. Мы почитаем святые иконы поклонением пред ними, но совсем не тем, которое подобает единому Божеству, так как мы чествуем не дерево и краски, а того, кто изображен на иконе. Таково учение церкви православной, издревле хранимое в ней. И церковное благолепие, и душевная польза верующих побуждали святую церковь неизменно содержать это древнее учение. Наш храм есть дом молитвы, и в нем устроено все так, чтобы располагало верных к молитве. Отнимите от храма все священныя изображения и что же останется? Пустое зало, которое ничем не возбуждает молитвеннаго настроения. А мы все - люди, а не ангелы. На нас должна известным образом действовать самая внешняя обстановка, которая и действует в святых храмах, располагая нас к молитве и покаянию. Вот пред вашими очами изображения Господа нашего Иисуса Христа и разных событий Его земной жизни: не будят разве эти изображения в вашей душе чувсв глубокой веры в Господа и искренней любви к Нему за все содеянное для нашего спасения? Вот изображение Божией Матери и разных обстоятельств ее жизни и благоволения кнам, грешным: не говорят ли вам эти иконы о безчисленных благодеяниях Ея роду человеческому, побуждающих нас со всеми печалями и во всяких бедах наших прибегать к Ея заступлению? Здесь пред вами изображения святых апостолов, пророков, мучеников и других угодников Божиих, просиявших святостию жизни и глубиною веры в Господа: не будят ли в вас эти изображения покаянных чувств и не влекут ли вас к подражаниюс святым в вере и жизни? Невольно вы преклоняете главу и колена пред святыми иконами, а душою в благоговейной молитве возноситесь к тому, кто изображен на иконе. Вот истинный смысл и святая цель поклонения иконам. И знает всякий разумный христианин православный, что он молится со слезами и преклоняется до земли не пред досками этими и красками, а пред тем, кто изображен на святой иконе. После этого, не дерзкое ли кощунство называть иконопочитание идолопоклонством и святые иконы - идолами? И могут ли считаться людьми православными те, которые позволяют себе такое дерзкое глумление над верованиями церкви православной?
3. Будьте внимательны, православные слушатели, к тому учению о святых иконах, которое преподает вам святая церковь. Твердо держитесь того, что издревле принято церковью и внесено в непререкаемыя для нас постановления вселенскаго собора. Чтобы уберечься от лжеучителей, не забывайте о том, что возглашает церковь: "ругающимся и хулящим святыя иконы и глаголющим тыя быти идолы, - анафема". Аминь. (Составлено по: "Слова, поучения и речи" протоиерея Е. Мегорскаго).

Приложение к катехизическому поучению. (Чудеса от святых икон, как свидетельство истинности иконопочитания).

Самое важное, имеющее неотразимую силу доказательство в защиту святых икон, это чудеса совершаемые Самим Богом чрез святые иконы. Если бы иконы были богопротивные идолы, как говорят иконоборцы, то Господь не стал бы совершать чрез них знамения и чудеса, напротив: Он чудесами многократно показал, что почитание святых икон Ему благоугодно.
1. Нередко святые Божии являлись живущим на земле в том виде, в каком они изображались на святых иконах. Из этого ясно видно, что почитание их чрез святые иконы благоугодно не только им, но и Самому Богу, хотя бы изображения ликов и различествовали между собой, как это видим по многим различным чудотворным иконам Богоматери. Так святой Амвросий Медиоланский сам свидетельствует в своем письме (55), что пред открытием мощей мучеников Геврасия и Протасия в 396 году явился ему святой апостол Павел в том виде, как изображался на святых иконах. В 5 столетии образованный инок синайский, бывший префект (градоначальник) Константинопольский, описал следующе чудо святаго мученика Платона, память котораго празднуется 18 ноября. На синайских подвижников напали сарацины и с другими иноками увели в плен сына одного инока, родом из Галатии. "Старец, скрывшись в это время в потаенную пещеру, истекал слезами, не вынося утраты боголюбиваго сына, и умолял Христа преклониться на милость, по ходатайству отечественнаго мученика Платона. В то же время и сын, связанный в плену, просил Бога по молитве того же святого мученика умилостивиться над ним и совершить чудо. Молитвы того и другого - и отца в пещере горы и сына в плену были услышаны - и вот Платон (мученик), представ внезапно седящим на коне и ведущим другого коня, является бодрствующему отроку, который узнает его по тому, что часто видал изображения святого на иконах, немедленно приказывает ему, встав из среды всех, взять коня и сесть на него. И когда, подобно паутине, разрешились на отроке узы, он, освободившись по молитве и встав по мановению Божию, едет на коне смело и радуясь следует за путеводствующим святым мучеником. Вскоре оба - и святой Платон и юный монах, как бы окрыленные, достигают жилища, в котором молиться и плачет старец, и победеносный мученик, спасший скорбящему сердцем отцу любимаго сына, делается невидим". (Творения преподобнаго Нила, ч.3,стр.436; Деян. всел. соб. 7,257) Это место прочитано из творений преподобнаго Нила на 7 вселенском соборе. Самое чудесное событие совершилось в 4 или начале 5 столетия.
2. В конце 5 века христианская девица Мария, проводившая в продолжении 17 лет греховную жизнь в египетсеом городе Александрии, прибыла в Иерусалим на праздник воздвижения креста Господня; в самый праздник, желая войти в храм среди толпы народа, она долго отреваема была невидимою силою, не допускавшею ее в храм. Увидев в притворе храма икону Богоматери и обратившись к ней, она стала со слезами умолять Пресвятую Владычицу допустить ее до поклонения кресту Господа Иисуса. Молитва ея была услышана - и она безпрепятственно вошла в храм и облобызала животворящее древо креста Господня. Возвратившись в притвор, она опять стала молиться пред иконою Богоматери и услышала от нея голос: "за Иорданом найдешь себе покой". Переправившись за Иордан, она 47 лет провела в пустыне среди тяжких подвигов покаяния и удостоилась от Бога дара знамений и чудес. По прочтении о вышеупомянутом чуде от иконы Богоматери на 7 вселенском соборе Иоанн, пресвитер и представитель восточных архиереев, сказал: "эту икону мы видели во святом городе Христа Бога нашего и часто лобзали ее". (Деян. всел. соб. 7.312) 3. Из жития преподобнаго Феодора Сикеота читано на 7 вселенском соборе следующее: когда ему было 12 лет, на его родине явилась смертоносная язва, так что и он занемог и был близок к смерти. Его отправили в молитвенный дом святаго Иоанна Крестителя, находившийся недалеко от деревни, и положили при входе в алтарь, вверху котораго над местом, где помещался крест, стояла икона Спасителя нашего Иисуса Христа. Когда он страдал от болезни, вдруг с иконы стали падать на него капли росы и он тотчас, по благодати Божией, получил облегчение от недуга, стал здоров и отправился в свой дом". Это было во второй половине 6 столетия по рождестве Христове. (Деян. всел. соб. 7,316).
4. Иоанн Мосх в "Луге духовном" пишет следующее, что рассказали ему очевидцы события, отцы монастыря Феодосия на горе между Селевкиею и Россом Киликийским: "одна боголюбивая жена в стране апамейской рыла колодезь. Много она истратила денег, вырыла весьма глубоко, но воды не было. Она скорбела о тщетных трудах своих и издержках. В один день некто явился ей и сказал: "пошли на гору за образом аввы Феодосия, и Бог по молитве его, даст тебе воду". Женщина тотчас послала двух рабов за святым образом. Когда принесли ей образ, и она взяла и опустила его в колодезь, то вода тотчас появилась и наполнила колодезь до половины. Нам (говорит Иоанн Мосх) приносили этой воды и мы пили ее и возблагодарили Господа". (ст.80).
5. На самом вселенском 7 соборе Манзон, епископ Праканский, сказал: "когда я в прошлом году (786) оставил царствующий город и отправился в город, назначенный мне местом служения, то меня постигла весьма тяжкая болезнь, так что понудила созвать моих родных и сделать завещание. В их присутствии, под угнетением болезни, я поднес (к себе икону) Иисуса Христа и сказал: "Господи, давший благодать святым Своим! призри на меня". И как только я приложил эту досточтимую икону к страждущему члену, тотчас оставила меня болезнь - и я стал здоров". Тогда Феодор, епископ Селевкийский, встал и сказал: "известие об этом дошло до нас, потому что разстояние не велико". (Деян. всел. соб. 7,292); (См. кн.: "Православное учение о почитании святых икон", доктора богословия, епископа Сергия Могилевскаго, 1887г. стр. 94-96; 98-103).
6. Святой Афанасий, архиепископ Александрийский, повествует, что в городе Вирите, где много было евреев, в бедной хижине жил один христианин; у него в переднем углу висела икона Спасителя. Спустя некоторое время христианин этот купил себе новый дом и покинул хижину, забывши в ней, по усмотрению Божию, икону Спасителя. В этой хижине поселился еврей; он иконы не заметил. Однажды приходит к нему в гости один друг его, еврей же. Этот, сидя за столом, заметил икону и спросил хозяина: "как он, будучи еврей, держит в своем доме христианскую икону"? Хотя хозяин и уверял, что он не замечал доселе иконы, но гость этим не успокоился и пошел к своему архиерею и старцам и объявил им об этом. Поутру все евреи города собрались в хижину, где была икона Спасителя, сняли ее со стены, начали ругаться над нею, а потом, подобно отцам своим, пригвоздили ее к древу, и один из евреев ударил копьем в ребро образа Господня; но, о чудо! тотчас из иконы потекла кровь и вода и наполнила целый сосуд. Великий страх объял всех бывших тут евреев. Они составили совет и на нем положили, что если от этой крови увидят какое-нибудь чудо, то все уверуют в Распятаго. Сначала принесен был хромой от рождения; ему помазали ноги кровью - и он тотчас стал здоров. Слух об этом чуде разнесся по всему городу; приводили слепых, бесноватых, разслабленных и прокаженных и все получали исцеление. Все евреи того города уверовали во Христа, рассказали об этом тамошнему епископу и приняли от него крещение со всеми своими семействами, и построили в этом городе церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа. Всякий христианин должен поклоняться святым иконам с верою и любовью, почитать их честно и с благоговением. (Из творений святого Афанасия Александрийскаго).
7. Был в Печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение святых икон. Наконец дошел он до последней нищнты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаяваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь, а не на милостыню роздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем: во всяком небрежении и безчинстве начал проводить он дни свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9 же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: "горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется, и не может выйти". Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорить им: "братия и отцы, послушайте: истинно так, грешен я, как вы сами знаете; и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые - Антоний и Феодосий, и сказали: "мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться". И вот увидал я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: "Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же всегда имеете с собой (Матф. 24,11). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистаго, возлюбившаго благолепие дома Моего". И сказав это, Эразм начал пред всеми исповедывать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. (Киевопечерский патерик).
8. Во дни великаго князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году, икона Божией Матери с предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожскаго озера, озаряемая чудным светом. Незримая рука несла ее по воздуху над водами. В продолжении пути безчисленное множество верующих видели ее и сопровождали; а на том месте, где она остановилась (на реке Тихвинке), соорудили деревянный храм во имя успения Божией Матери. Много раз эта церковь пожаром обращалась в пепел, а икона чудотворная всегда обреталась невредимою. Чудесныя исцеления от этой иконы совершаются и в настоящее время для приходящих к ней с верою. (Четьи-Минеи 26 июня).
9. О Почаевской иконе Божией Матери известно следующее. В 1559 году путешествовавший по России грческий митрополит Неофит, в благодарность за оказанное ему гостеприимство в доме Анны Гойской, благословил ее иконою Пресвятыя Богородицы. Богу было угодно прославить сию икону. Лучезарный свет от нея обратил внимание многих; мало по малу стали притекать к ней с молитвою, и многим недюжным подавать исцеление; наконец, когда брат Гойской, слепой от рождения, получил зрение, - сестра его, по соглашению с местной властию, препровадила эту чудотворную икону в Почаевский монастырь. На поклонение к этой иконе приходили не только русские, но и католики, и лютеране, и евреи, получали исцеление от нея и обращались в христианскую веру. (Материалы для стат. рос. импер. - Волынская губерня).
10. Во время занятия в 1812 году Москвы французами, по плану Наполеона весь Кремль должен был взлететь на воздух. От пяти ужасных взрывов дрожали стены зданий, трескались стекла, падали двери; железо, камни, бревна Никольской башни, арсенала и стены кремлевской, как перья летели на воздух. Но на стене той же Никольской башни образ святителя Николая остался невредим, - даже не оборвалась веревка, на которой висел фонарь со свечею. Хрупкое стекло киота погнулось, но не разбилось. (Снегирева "Памят. моск. древности", 1,100-102.2,339 340; История рус. церкви Ф.Гумилевскаго, период 5,200). (Свящ. Гр. Дьяченко). даже доныне. И вот теперь явились мне святые - Антоний и Феодосий, и сказали: "мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться". И вот увидал я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: "Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же всегда имеете с собой (Матф. 24,11). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистаго, возлюбившаго благолепие дома Моего". И сказав это, Эразм начал пред всеми исповедывать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. (Киевопечерский патерик).
8. Во дни великаго князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году, икона Божией Матери с предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожскаго озера, озаряемая чудным светом. Незримая рука несла ее по воздуху над водами. В продолжении пути безчисленное множество верующих видели ее и сопровождали; а на том месте, где она остановилась (на реке Тихвинке), соорудили деревянный храм во имя успения Божией Матери. Много раз эта церковь пожаром обращалась в пепел, а икона чудотворная всегда обреталась невредимою. Чудесныя исцеления от этой иконы совершаются и в настоящее время для приходящих к ней с верою. (Четьи-Минеи 26 июня).
9. О Почаевской иконе Божией Матери известно следующее. В 1559 году путешествовавший по России грческий митрополит Неофит, в благодарность за оказанное ему гостеприимство в доме Анны Гойской, благословил ее иконою Пресвятыя Богородицы. Богу было угодно прославить сию икону. Лучезарный свет от нея обратил внимание многих; мало по малу стали притекать к ней с молитвою, и многим недюжным подавать исцеление; наконец, когда брат Гойской, слепой от рождения, получил зрение, - сестра его, по соглашению с местной властию, препровадила эту чудотворную икону в Почаевский монастырь. На поклонение к этой иконе приходили не только русские, но и католики, и лютеране, и евреи, получали исцеление от нея и обращались в христианскую веру. (Материалы для стат. рос. импер. - Волынская губерня).
10. Во время занятия в 1812 году Москвы французами, по плану Наполеона весь Кремль д


Интересно почитать


Мастерская "Собор"
Сейчас недоступен
Наверх