Важным следствием иконоборческих споров стало формулирование
принципов церковного отношения к искусству вообще. Еще Вселенский
(Трулльский - 691-692 гг.) Собор в своем 100-м правиле определил
церковное отношение к искусству в самом общем плане: «Очи твои право да
зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, завещавает премудрость: ибо
телесныя чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему
изображения на деках, или на ином чем представляемыя, обаяющыя зрение,
растлевающыя ум, и ироизводящыя воспламенения нечистых удовольствий, не
позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертавати. Аще же кто
сие творити дерзнет: да будетъ отлучен» (Книга 1993:116).
Это
правило обращено ко всем христианам, но прежде всего касается верующего
художника. Собор признает несовместимость лишенной благочестия живописи,
с одной стороны, и иконописи, с другой. Иконописец отныне не может быть
одновременно и светским художником, он должен сделать выбор.
VII
Вселенский Собор еще раз признал двойственность искусства: нужно «иметь в
виду цель и образ, каким совершается произведение искусства» (Деяния
1891:223). Есть «низкое» искусство, которое отвлекает человека «от цели
заповедей Божиих», и оно должно быть решительно отвергнуто. Но есть
искусство благочестивое и добродетельное, внушенное Богом, оно
«достохвально», «достойно» и должно быть принимаемо Церковью (Деяния
1891:222-223).
Начиная с этого времени, постепенно вырабатывается и
совершенствуется особый иконописный художественный язык, во многом
противоположный реализму и сенсуалистичности античной живописи и отчасти
иконописи доиконоборческого периода. Обвинения иконоборцев в
использовании языческого искусства для изображения Христа и христианских
святых, а также указание на «нечестивость» иконописцев почитателями
были приняты к сведению, и в дальнейшем, с одной стороны,
совершенствуется художественный язык иконы путем отказа от остатков
натурализма и чувственности в изображении лица и тела на иконе во имя
строгости,аскетизма и каноничности (в рисунке, композиции, цвете), во
имя создания совершенно иного, особого искусства, призванного
свидетельствовать не о мире сем, а о Царстве Небесном. С другой стороны,
к иконописцам начинают предъявляться более строгие, чем прежде,
требования в отношении их личного благочестия, семейной жизни,
общественного поведения.
Еще одним важным деянием собора было
косвенное утверждение почитания икон вне зависимости от их
художественных достоинств. В соборном послании Феодора, святейшего
патриарха Иерусалимского, зачитанном на Соборе, говорится: «...Хотя бы
честные иконы были делом и неискусной кисти, их следует почитать ради
первообразов» (Деяния 1891:106).
Это, конечно, не означает, что
любое изображение святых может стать иконой и почитаться как икона
(изображение может быть и богохульным). Собор хочет лишь подчеркнуть,
что и неумелая кисть при искренней вере и благочестии, при
вспомоществовании и содействии Святого Духа способна создать истинную
икону, возводящую к Первообразу.
Практика свидетельствует, что среди
множества особо почитаемых церковным народом чудотворных икон есть
образа, которые не отличаются высокими - собственно художественными -
достоинствами, и это вовсе не мешает ни чудотворениям, ни почитанию этих
икон. Также и у многих святых Православной Церкви мы находим часто
самые незатейливые с художественной точки зрения келейные моленные
иконы. Простота их не мешала святым молиться перед этими образами
пламенной молитвой, не помешала возрасти до святости. И напротив, кисть,
достигшая высоких результатов в своем ремесле, в руках живописца с
непросветленными духовными очами неспособна создать образ, сквозь
который «просвечивал» бы Первообраз.
Конечно, в идеале
подразумевается возможность, желательность и даже необходимость
совпадения высокого внутреннего духовного устроения иконописца и не
менее высокого художественного мастерства.
Нельзя не упомянуть еще об
одном возражении иконоборцев против икон. Они указывали на отсутствие в
богослужебной практике особых молитв для освящения икон, поэтому,
утверждали они, в иконах нет ничего сверх того, что они получили от
художника. На это защитники икон отвечали, что существует много
священных предметов в церковном обиходе, хотя они и не были освящены
молитвами. Они полны святости и благодати уже по своему имени, названию,
по напоминанию о Первообразе, по своему употреблению, «по положению
изображенных членов» и потому считаются достойными почитания (Деяния
1891:223), вероятно, имеется в виду прежде всего композиция образа, но
можно вспомнить, что, согласно Василию Великому, образ Божий состоит не
только в духовном подобии, но и в «телесном очертании».
Одним из важных результатов дискуссии по этому вопросу было рождение со временем «Чина благословения и освящения икон».
Существуют
особые чины освящения икон Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы,
святых, отдельный чин освящения разных икон и иконостаса.