x

Памяти пастыря.

5 октября в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась совместная выставка Александра Соколова (иконы) и Марии Вишняк (живопись), которая посвящена памяти замечательного священника, отца Анатолия Яковина.


Памяти пастыря.

5 октября в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась совместная выставка Александра Соколова (иконы) и Марии Вишняк (живопись), которая посвящена памяти замечательного священника, отца Анатолия Яковина.


В этом году исполняется 10 лет со дня трагической гибели отца Анатолия, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Он был духовным отцом Александра Соколова и Марии Вишняк, почти четверть века окормлял всю их семью. Именно он благословил Александра на писание икон. Отец Анатолия поддерживал многих иконописцев, особенно в то время, когда, мягко говоря, иконописное творчество не приветствовалось. Он давал им работу, когда у них работы не было, и многие иконописцы охотно писали для него. Его храм — небольшой, деревянный, очень уютный, украшают иконы Александра Соколова, о. Зинона, о. Андрея Давыдова (который, кстати, писал их, когда еще и священником не был), Александра Лавданского и других весьма ныне известных иконописцев. При храме отца Анатолия нашли приют дивеевские монахини. И это когда Дивеево было закрыто, а монашеские общины разгонялись! А как служил отец Анатолий! Как он знал и любил богослужение! В деревню Пятница приезжали люди из Москвы, Питера, Сибири, со всей страны, приезжали, потому что знали, что здесь их встретит добрый пастырь, с открытым сердцем.

Именно таким и предстает отец Анатолий на портрете Марии Вишняк, ставшем центром всей экспозиции. Отец Анатолий изображен во время исповеди, он стоит в храме, возле иконы Спасителя, а глаза внимательно и с любовью смотрят прямо на вас. Так и кажется, что он сейчас скажет, как некогда, преподобный Серафим: Христос воскресе, радость моя! И словно продолжение храмового интерьера, рядом с портретом, на той же стене, помещены иконы Александра Соколова. Особенное внимание обращают на себя две богородичные иконы – Одигитрия и Любятовская. В них удивительным образом соединись духовная утонченность и хрупкая красота.

Совершенно справедливо было отмечено выступавшими на открытии выставки, что не всякую живопись можно поместить рядом с иконами, не всякое искусство выдерживает сопоставление с вечностью. На этой выставке противоречий между двумя видами искусства не возникает. На иконах мы видим святые лики, образы Царства Небесного, на картинах — а на этот раз представлены главным образом пейзажи — предстает мир земной. Но небо и земля здесь не противостоят друг другу, а находятся в счастливой гармонии. Потому, что все пронизано чувством благоговения и благодарности Богу за прекрасный, созданный Им мир, который Он подарил человеку, и за Его бесконечную милость, с которой Он открывает нам путь спасения.

Как сказал однажды митрополит Антоний Сурожский, по-настоящему счастливы лишь благодарные люди. Эти слова можно отнести к Александру Соколову и Марии Вишняк, творческий дар которых можно назвать счастливым и радостным. И они щедро делятся своими дарами со зрителями, отчего радости и света в нашем мире становится чуточку больше.

Рассматривая одну из картин, маленькая девочка (внучка отца Анатолия) показала мне на две фигуры в глубине сада, и произнесла: Наверное, это Адам и Ева. Почему ты так думаешь? — спросила я. — Потому что это сад очень похож на райский.

Ирина Языкова




Мастерская "Собор"
Оператор online
Наверх